На состоявшейся в Москве 16-й междисциплинарной конференции «Вейновские чтения» д.м.н., профессор кафедры хирургических болезней детского возраста ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России Диана Красавина представила исследование эффективности проведения ботулинотерапии препаратом Релатокс® для купирования спастичности и хронического болевого синдрома у детей с ДЦП. Согласно полученным результатам, даже в самых тяжелых случаях применение ботулотоксина дает 100% эффект устранения боли.
ДЦП занимает первое место в структуре детской неврологической инвалидности. По данным эксперта, в России распространенность заболевания составляет 7-8 зарегистрированных случаев на 1000 детей. При ДЦП развивается спастичность мышц, сопровождаемая хронической болью, которая воспроизводит замкнутый круг: боль – ограничение движения – усиленная боль – еще большая неподвижность. Сопутствующий заболеванию болевой синдром сдерживает уровни физической активности и физического развития ребенка, влияя на качество его жизни.
«Спастичность и боль идут вместе. Чем раньше мы создадим инъекцию ботулинотерапии в спастические локальные мышцы, тем меньше мы дадим боли и проблем для ортопедов и хирургов в будущем», – отметила Диана Красавина.
Спикер заключила, что в отличие от пероральных миорелаксантов, данные об эффективности применения которых ограничены, инъекции ботулинического токсина типа А достоверно признаны эффективным средством лечения спастичности у детей с ДЦП и имеют самый высокий уровень доказательности. В связи с этим ботулинотерапия должна стать обязательным элементом комплексной терапии ДЦП.
Механизм противоболевого эффекта ботулинотерапии основан на релаксации мышцы, снижении высвобождения веществ, приводящих к сенситизации мышечных ноцицепторов, уменьшении сенситизации ядра ройного нерва, а также высвобождении некоторых нейротрансмиттеров.
Согласно выводам исследования, которое проводилось в сравнении с иностранным аналогом, единственный российский ботулотоксин типа А Релатокс® обладает продолжительным действием и сопоставимой эффективностью. Во всех группах испытуемых отмечалось увеличение объема активных и пассивных движений по сравнению с исходными данными, увеличение амплитуды движений, сохраняющееся через три месяца после инъекции, а также снижение болевого синдрома.